Раздел 3. АКТЫ СОВЕТА
Глава 8
Виды актов Совета и главы сельского поселения
Статья 53
В соответствии с Уставом Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Башкортостан, Уставом, принимает следующие решения:
- решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения;
- решения по вопросам организации деятельности Совета.
Статья 54
Глава сельского поселения в пределах своих полномочий председателя Совета, установленных Уставом и решениями Совета, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета.
Постановлениями главы сельского поселения утверждаются инструкция по работе с документами в Совете и другие документы, имеющие нормативный характер.
Распоряжения главы сельского поселения принимаются по вопросам создания рабочих групп, направления проекта решения Совета на заключение соответствующей постоянной комиссии Совета, другим органам и лицам, а также иным вопросам внутренней организации и деятельности Совета и лиц, обеспечивающих деятельность Совета.
Глава 9
Порядок внесения проектов решений Совета
Статья 55
В соответствии с Уставом правом правотворческой инициативы обладают:
- депутаты Совета;
- комиссии Совета;
- глава сельского поселения;
- органы территориального общественного самоуправления;
- инициативная группа граждан минимальной численностью три процента от числа жителей сельского поселения, обладающих избирательным правом;
- органы государственной власти Республики Башкортостан.
(Примечание: пункт 1 статьи 27 Устава).
Проекты решений Совета, исходящие от лиц, органов, общественных объединений и иных организаций, не обладающих правом внесения проектов решений Совета, могут быть внесены в Совет через органы и лиц, обладающих правом внесения в Совет проектов решений (через субъектов правотворческой инициативы).
Рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении осуществляются в порядке, установленном законодательством, Уставом и иными муниципальными правовыми актами.
В случаях, установленных законодательством и Уставом, проект должен быть предварительно обсужден на публичных слушаниях в соответствии с принятыми Советом положениями о порядке организации и проведения публичных слушаний по соответствующим проектам.
Для выявления мнения населения и его учета при принятии решения Совета по проекту решения Совета может быть проведен опрос граждан. Опрос граждан по проекту решения Совета назначается Советом и проводится в соответствии с положением о порядке организации и проведения опроса граждан.
Статья 56
Для внесения проекта решения в Совет вместе с текстом проекта решения Совета необходимо представить следующие документы:
- обоснование необходимости его принятия: цели, задачи, ожидаемые социально-экономические и иные последствия, которые повлечет за собой реализация данного решения;
- финансово-экономическое обоснование с указанием источников финансирования (при внесении проекта решения, реализация которого потребует затрат из местного бюджета);
- заключение главы сельского поселения на проект решения Совета (при внесении проекта решения Совета, предусматривающего установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета);
- перечень решений Совета, постановлений главы сельского поселения и иных муниципальных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного решения;
- решение комиссии Совета, распоряжение (письмо) главы сельского поселения, решение органа территориального общественного самоуправления, протокол собрания инициативной группы граждан или решение органа государственной власти Республики Башкортостан о внесении в Совет проекта решения Совета и назначении своего официального представителя при рассмотрении данного проекта решения в Совете (в случае, если проект решения вносится вышеуказанными субъектами правотворческой инициативы);
- материалы, подтверждающие проведение публичных слушаний по проекту решения Совета, в случае, если проект вносимого акта требует обязательного обсуждения на публичных слушаниях в соответствии с законодательством и Уставом.
Копии текста проекта решения Совета и документов приложения должны быть представлены на магнитных носителях.
Статья 57
К протоколу собрания инициативной группы граждан, выступившей с правотворческой инициативой, должны прилагаться подписные листы с указанием фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адресов места жительства каждого члена инициативной группы, их личными подписями и датами внесения личных подписей в подписные листы.
Статья 58
В правой верхней части первого листа проекта решения Совета размещается слово «Проект» и под ним наименование лица или органа, внесшего данный проект (например, «Внесен главой сельского поселения Имянликулевский сельсовет муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан»; «Внесен депутатом Совета сельского поселения Имянликулевкий сельсовет муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан»; «Внесен Постоянной комиссией Совета сельского поселения Имянликулевский сельсовет муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан » и т.д.).
Непосредственно в текст проекта решения Совета при необходимости включаются следующие положения:
- о сроках и порядке вступления решения в силу (с момента его принятия, с момента его опубликования или иное);
- об исполнителях и сроках исполнения решения Совета или его отдельных положений (пунктов);
- о возложении контроля за выполнением решения Совета (на комиссии Совета или в отдельных случаях – на должностных лиц Совета).
Статья 59
Проекты решений Совета, поступившие в Совет, подлежат обязательной регистрации, проверяются лицом, обеспечивающим деятельность Совета, на предмет соответствия проекта и прилагаемых материалов статьям 55,56,57,58 настоящего Регламента и передаются главе сельского поселения.
Если представленный проект решения Совета, а также прилагаемые к нему документы не отвечают требованиям Регламента, глава сельского поселения возвращает их субъекту правотворческой инициативы, внесшему проект, для доработки.
Статья 60
Если представленный проект решения Совета соответствует требованиям настоящего Регламента, проводится правовая и лингвистическая экспертиза данного проекта решения.
Глава 10
Порядок подготовки к рассмотрению проектов решений Совета
Статья 61
Глава сельского поселения направляет проект решения Совета в соответствующую постоянную комиссию Совета, к ведению которой относится данный вопрос, для предварительного рассмотрения и дачи заключения.
Если вопрос относится к ведению нескольких комиссий Совета, то проект решения направляется во все эти комиссии. При этом определяется постоянная комиссия, ответственная за подготовку заключения.
Одновременно проект решения Совета и материалы к нему направляются депутатам Совета.
Распоряжение главы сельского поселения о направлении внесенного проекта решения Совета вышеуказанным лицам и органам должно содержать срок представления предложений и замечаний к проекту решения Совета.
Проекты решений Совета по вопросам, имеющим большое общественное значение и затрагивающим интересы населения сельского поселения, могут быть направлены на экспертизу, заключение в научные учреждения, специалистам, в государственные или общественные органы, организации.
Проект решения Совета может быть направлен и иным заинтересованным лицам или органам.
Статья 62
Порядок рассмотрения проекта и подготовки по нему заключения постоянные комиссии Совета определяют самостоятельно в соответствии с настоящим Регламентом и Положением о постоянных комиссиях Совета.
Обсуждение проекта решения Совета в постоянной комиссии Совета проводится открыто с приглашением лиц или представителей органов, внесших проект, с привлечением при необходимости ученых, представителей органов местного самоуправления, государственных, общественных органов, заинтересованных организаций и других лиц.
Для работы над проектом постоянные комиссии могут создавать рабочие группы. В состав рабочей группы, кроме членов постоянной комиссии, могут по согласованию включаться депутаты, не входящие в ее состав, представители других органов местного самоуправления и органов государственной власти, ученые и специалисты.
Статья 63
Предложения и замечания к проекту решения Совета вносятся в письменной форме и передаются в постоянную комиссию Совета, ответственную за подготовку заключения по проекту.
Предложения и замечания к проекту решения Совета, поступившие от депутатов Совета, постоянных и иных комиссий Совета, главы сельского поселения и других субъектов правотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению соответствующей постоянной комиссией Совета.
Постоянная комиссия Совета рассматривает предложения и замечания к проекту решения Совета и принимает решение о рекомендации их принятия или отклонения.
Статья 64
Проект решения Совета с прилагаемыми к нему материалами, заключение постоянной комиссии Совета с мотивированным обоснованием необходимости принятия или отклонения проекта, таблица предложений и замечаний, поступивших к проекту решения Совета, с указанием их авторов и рекомендациями постоянной комиссии Совета о принятии или отклонении предложения, замечания, направляются главе сельского поселения для внесения на рассмотрение Совета.
До принятия решения Совета субъект правотворческой инициативы, внесший проект, имеет право:
- по предложению постоянной комиссии Совета, ответственной за подготовку заключения по проекту решения, изменить текст проекта;
- на основании своего письменного обращения отозвать внесенный проект.
На основании письменного обращения субъекта правотворческой инициативы об отзыве внесенного им проекта решения глава сельского поселения возвращает проект субъекту правотворческой инициативы.
Глава 11
Порядок рассмотрения проектов решений Совета
Статья 65
Глава сельского поселения на основании заключения постоянной комиссии Совета, ответственной за подготовку внесенного проекта решения Совета, вносит проект решения Совета в повестку дня очередного заседания Совета или возвращает его в вышеуказанную постоянную комиссию на доработку.
Статья 66
Процедура рассмотрения проекта на заседании Совета, как правило, состоит их следующих основных этапов, предусмотренных настоящим Регламентом:
- доклад субъекта правотворческой инициативы, внесшего проект, или его официального представителя;
- вопросы к докладчику;
- содоклад председателя постоянной комиссии Совета, ответственной за подготовку заключения по рассматриваемому проекту решения;
- вопросы к содокладчику;
- прения по обсуждаемому вопросу;
- заключительные выступления докладчиков и содокладчиков;
- принятие проекта решения за основу;
- рассмотрение предложений и замечаний, поступивших к проекту решения, проведение по ним голосования (принятие их или отклонение);
- принятие решения Совета в целом.
Доклад по рассматриваемому Советом вопросу и проекту соответствующего решения Совета делает субъект правотворческой инициативы, внесший проект, или его официальный представитель.
Доклад должен содержать общую оценку проекта решения, информацию об актуальности, обоснованности и последствиях принятия решения, о его практической значимости. При рассмотрении проекта решения Совета, предусматривающего установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, озвучивается также соответствующее заключение главы сельского поселения.
Содоклад должен содержать заключение постоянной комиссии Совета с мотивированным обоснованием необходимости принятия или отклонения проекта, информацию об отсутствии предложений либо о предложениях и замечаниях, поступивших к проекту решения с указанием их авторов и рекомендаций постоянной комиссии Совета о принятии или отклонении предложения, замечания.
По предложению докладчика при необходимости дополнения, конкретизации положений доклада по рассматриваемому вопросу может выступить также специалист. В этом случае заключение постоянной комиссии Совета, ответственной за подготовку проекта решения к рассмотрению, озвучивается после выступления докладчика и специалиста по рассматриваемому вопросу.
При проведении прений содержание выступлений должно соответствовать рассматриваемому вопросу повестки дня.
Статья 67
После голосования о принятии проекта решения Совета за основу рассматриваются предложения и замечания, поступившие к данному проекту.
При отсутствии предложений, замечаний к проекту решения постоянная комиссия Совета, ответственная за подготовку заключения, может внести предложение о принятии проекта решения сразу в целом.
Предложения, замечания обсуждаются и ставятся на голосование в порядке поступления. Советом может быть установлен иной порядок рассмотрения предложений, замечаний и (или) иной порядок проведения по ним голосования.
На голосование не ставятся поправки редакционного характера, поправки, внесенные устно, а также поправки, внесенные несвоевременно, если иное не установлено настоящим Регламентом.
Статья 68
Предложения и замечания к рассматриваемому проекту решения Совета вносятся в соответствии со статьей 63 настоящего Регламента. В порядке исключения с согласия депутатов Совета предложения и замечания могут быть внесены на заседании Совета. В этом случае предложения и замечания подаются в письменном виде секретарю заседания и озвучиваются внесшим их депутатом.
В случае, если предложения и замечания, внесенные на заседании Совета, имеют существенное значение и требуют дополнительного изучения, Совет по предложению постоянной комиссии, ответственной за подготовку заключения, может принять решение о снятии проекта решения с рассмотрения на данном заседании Совета и возвращении его в постоянную комиссию для дальнейшей доработки с учетом поступивших предложений и замечаний.
По решению Совета в заседании Совета может быть сделан перерыв для рассмотрения данных предложений и замечаний соответствующей постоянной комиссией Совета и подготовки по ним заключения.
Статья 69
После рассмотрения предложений, замечаний и принятия решений об их отклонении или принятии проводится голосование о принятии проекта решения Совета в целом с учетом принятых Советом предложений и замечаний.
Доработку проекта решения Совета осуществляет соответствующая постоянная комиссия Совета, которая дорабатывает текст решения Совета с учетом принятых предложений, замечаний, устраняет имеющиеся внутренние противоречия, вносит необходимые редакционные правки.
В случае, если предложения, замечания к проекту, принятые Советом, носят редакционный характер, Совет может поручить доработку проекта решения Совета редакционной комиссии заседания.
Статья 70
Не принятый Советом проект решения считается отклоненным и возвращается субъекту правотворческой инициативы, внесшему проект решения.
Статья 71
В соответствии с Уставом решение Совета подлежит подписанию главой сельского поселения в день заседания Совета, на котором было принято данное решение.
Подготовку к подписанию главой сельского поселения и визирование решения, принятого Советом, осуществляет лицо, обеспечивающее деятельность Совета (управляющий делами).
До подписания оригинал решения Совета и приложения к нему (программы, планы, положения и т.д.) визирует председатель соответствующей постоянной комиссии Совета, управляющий делами, а также юрист и корректор (при их наличии).
Статья 72
Регистрацию и учет подписанных главой сельского поселения решений Совета осуществляет лицо, обеспечивающее деятельность Совета (управляющий делами).
При регистрации на каждом решении Совета в его нижней левой части под полным наименованием должности главы сельского посления указываются место и дата принятия решения, порядковый номер решения.
Глава 12
Вступление в силу, опубликование и рассылка решений Совета
Статья 73
Решения Совета вступают в силу в порядке, установленном федеральным законом и Уставом.
Нормативный правовой акт, принятый Советом, вступает в силу со дня его подписания, если иное не предусмотрено федеральным законом, Уставом, настоящим Регламентом, самим нормативным правовым актом.
Решения Совета об утверждении повестки дня заседания Совета, избрании рабочих органов заседания и председательствующего на заседании, решения по процедурным вопросам вступают в силу с момента их принятия.
Решения Совета о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с законодательством и Уставом решения Совета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в течение семи дней после дня их подписания обнародуются в здании Администрации сельского поселения.
В целях информирования жителей поселения копии данных решений Совета также размещаются на информационных стендах в населенных пунктах поселений и могут направляться в библиотеки, расположенные на территории сельского поселения.
Решения Совета могут быть доведены до всеобщего сведения путем опубликования в районной газете, по телевидению и радио.
Статья 74
Все решения, принятые Советом, в двухдневный срок со дня их принятия направляются в Администрацию сельского поселения для информации и (или) организации работы по их выполнению.
Решения Совета, касающиеся отдельных граждан, предприятий, учреждений и иных организаций, направляются им в течение семи дней после дня подписания решения, но не позднее срока исполнения решения.
В соответствии с законодательством и Уставом копии решений Совета, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, в семидневный срок после принятия этих решений, а также сведения об их опубликовании (обнародовании) подлежат направлению в уполномоченный орган для проведения их юридической экспертизы и включения в соответствующий регистр.
Рассылку (направление, доведение до сведения) решений Совета в соответствии с реестром рассылки осуществляет лицо, обеспечивающее деятельность Совета (управляющий делами).